Как живется в Латвии в Аматциемс — эко-поселок премиум-класса
30.04.2015 в Статьи
Скоро будет четыре года, как мы с мужем впервые приехали в Аматциемс. Оказались тут совершенно случайно. Наткнулись в интернете на заметку про «город солнца», она интенсивно в то время гуляла по сети, и решили съездить на пару дней в Латвию — навестить друзей в Риге и посмотреть своими глазами. Думали погулять часик-другой, посмотреть на необычные дома с камышовой крышей и полюбоваться красивой природой. Но тут оказалось так волшебно, что мы не захотели уезжать. К живописным пейзажам, которыми мы любовались на фотографиях, добавился воздух — густой, сосновый, вкусный, — атмосфера комфорта и уюта и прекрасные люди. В итоге сейчас мы начинаем строить свой собственный дом в эко-поселке премиум-класса под названием «Аматциемс».
Причем тут «эко»
Приставка «эко» в названии поселка связана с отношением к природе его хозяина и основателя, латышского бизнесмена Чириса. Айвар Звирбулис — так на самом деле его зовут (мы это узнали спустя три года, потому что все зовут его Чирис), — сам родом из этих мест. Когда-то он продал один из своих основных бизнесов — типографию, купил тут землю и начал «играть» с территорией — делать живописные уклоны, сажать сосны, рыть озера. А потом решил, что жизнь в гармонии с природой может понравиться не только ему, и потихоньку начал создавать поселок, подбирая в соседи людей со схожей идеологией. На сегодняшний день в поселок «закопано» больше 20 миллионов евро, он продолжает расширяться, Чирис прогнозирует, что через 20 лет здесь будет уже 500 домов (сейчас 100), а сама концепция жизни в окружении природы, без заборов и надуманных ограничений, станет трендом, и в мире появится еще много таких «Аматциемсов».
На сегодняшний день в среднем за год заключаются около 20 сделок на покупку недвижимости в Аматциемсе. До 2000 года покупали в основном латыши и иногда иностранцы, после принятия закона, по которому можно было претендовать на получение вид на жительство после покупки недвижимости, стали покупать сплошь русские. Скоро закон ужесточат — с 1 сентября начнут действовать поправки, теперь недвижимость нужно покупать на сумму от 250 000 пр всей Латвии (раньше можно было получить, купив на сумму 150 000 в Риге и 75 000 регионах), плюс, что менее приятно, нужно будет отдать 5% от суммы сделки в государственную казну. Но это вряд ли сильно ударит по продажам, вид на жительство для покупателей этого поселка — не более, чем бонус. Не встречала ни одного человека, который бы купил тут дом ради ВНЖ, для этой цели проще было взять квартиру в Риге или в каком-то мелком поселке за пределами рижского района. В Аматциемсе недвижимости на сумму 75 000 в общем-то никогда и не было, ценовой порог входа тут выше, если говорить об участке с домом — он близок, если не равен, новым нормам. А по ним пустой участок, кстати, купить уже будет нельзя.
Запрет на заборы и деревянные дома, или о правилах Аматциемса
Жизнь в гармонии с природой с минимальным вмешательством — так, наверное, можно описать идеологию Аматциемса. Чтобы права природы не нарушались, в Аматциемсе есть ряд правил, которые соблюдают все жители поселка.
Главное из всех правил, благодаря которому Аматциемс выглядит так впечатляюще, — отсутствие заборов. Благодаря этому вся территория смотрится единым целым, и это задача домов — вписаться в ландшафт, а не природы — подстроиться под людей.
Ландшафт — это главное, что отличает Аматциемс от всех остальных поселков визуально. Тут сплошные холмики, леса и озера. Участки проектируются таким образом, чтобы из одного дома максимально не было видно соседние. У каждого участка в обязательном порядке есть выход к воде — или к собственному маленькому озеру, или к «общему» большому, при покупке дома приобретается и часть воды. Кстати, часто спрашивают, не съедают ли тут комары, раз так много воды вокруг, — так вот, на даче в подмосковье их в разы больше. Не то чтобы комаров вообще не было, но жить они не мешают, можно спокойно сидеть вечером на веранде, не брызгаясь химией.
Наш участок в 0,26 га (26 соток) — самый маленький в поселке. Мы потратили неделю, исходили поселок вдоль и поперек, прикидывали расположение дома и попадание солнечных лучей на кровать в будущей спальне, и в итоге выбрали то, о чем мечтали — небольшой, но уютный участок между двух гор, с собственным лесочком, поросшим мягким мхом. Летом регулярно находим там грибы и собираем ягоды. У большинства жителей участки сильно больше, есть несколько, размеры которых исчисляются гектарами.
Еще одно правило — дома могут быть только деревянными, только натуральных цветов, с крышей одного из трех видов — красной черепицы, дранки и камыша. Идея нашего дома немножко нарушает это последнее правило, и сейчас мы начнем переговоры со строительным комитетом, чтобы получить одобрение. Мы хотим сделать первую в Аматциемсе зеленую крышу, то есть травяную. Пока не представляем, как к этой идее отнесется Чирис Он лично заверяет все проекты домов, чтобы не нарушалась общая стилистика Аматциемса. Если его все устроит, по латышскому закону нужно будет получить также официальное разрешение на строительство, то есть собрать много бумажек. Так что проще, конечно, покупать готовый дом, чтобы избежать всей этой бюррократической волокиты и сохранить нервы.
Сколько стоит дом построить
Нас часто спрашивают, почему мы купили участок, а не готовый дом, ведь это не только проще, но и почти всегда выгоднее. Дело в том, что я очень придирчиво отношусь к дизайну интерьера, мне хочется досконально спланировать пространство, а такую гибкость в планировке дает только каркасный дом. При этом все дома на продажу — из бруса, в Аматциемсе только в этом году начали строить каркасные дома, пока их два или три на весь поселок. Предполагалось, что наш будет первым, но мы что-то сильно затянули со стройкой
Дом из бруса диктует интерьер — хочешь того или нет, получаешь деревянный не только снаружи, но и внутри дом. Делать гипсокартоновые стены дорого и не практично. Деревянные дома, на мой вкус, чудесны, если проводить в них отпуск, но для постоянного проживания мне лично они не комфортны. Плюс дома тут не из маленьких — средний метраж от 300 метров. Мы же изначально планировали дом не более 200, а сейчас и вовсе «урезали» проект на два этажа и вместили в 75 метров все, что нам нужно. Каждый лишний метр — это не только большие суммы на строительство, это еще и отделка, обстановка, отопление, ремонт, да и, банально, уборка.
По поводу цен на жилье — на сайте Аматциемса приведены реальные цифры, никаких добавок и накруток не будет, им можно верить. Там же указано, продается ли только участок, или там уже есть фундамент, основание или целый дом. Сколько будет стоить построить дом с нуля можно сказать только ну очень примерно — от 1 500 евро за квадратный метр, если речь идет о доме из бруса, и от 1 000 евро, если говорить о каркасном доме. На нашем опыте могу сказать, что эти цифры — самый минимум, они рассчитаны на основе дома, который стоит на ровной поверхности (а не на склоне, как многие дома тут), имеет крышу из дранки или черепицы (камыш сильно дороже), без больших и многочисленных окон, с примитивной системой отопления и минимальной отделкой. Если ставить тепловой насос — систему, которая зарывается в землю и с помощью разницы температур организует отопление или охлаждение дома, можно прибавить к общей сумме около 20 000 евро, зато в перспективе это даст экономию на электричестве. Если покрывать крышу камышом — можно смело добавлять ту же сумму, и так далее. Аматциемс — это все же поселок премиум-класса, тут не стоит ждать низких цен. С другой стороны — за ту сумму, за которую тут можно построить хороший дом, в Москве можно купить только двушку где-нибудь не очень близко от метро.
Жители Аматциемса — кто они?
По большей части в Аматциемсе покупают недвижимость люди обеспеченные, для которых деньги — не главный вопрос, которым просто хочется жить в комфорте, тишине и покое, со спокойной душой отпускать детей кататься на велосипедах. Тут действительно чувствуешь себя очень безопасно. Это парадоксально, но действительно нет ни малейшего страха оставить, скажем, велосипед у дома, или уйти гулять, не заперев замки. Да и ночью, когда наступает настоящая, деревенская кромешная тьма, совершенно не страшно пойти гулять или пойти в гости. Впрочем, на всякий случай все дома подключены к сигнализации (пожарной и охранной), на территории дежурит машина одной из частных охранных фирм.
В Аматциемсе есть гостевой дом, который называется Дзени, там может остановиться любой желающий, но чаще всего комнаты снимают те, кто либо присматривает недвижимость в поселке, либо уже купил и ведет стройку. Мы, когда приезжали, всегда останавливались там, сейчас на лето сняли комнату в одном из домов, потому что в Дзени все уже было забронировано. А так часто бывало — идешь готовить ужин на общую кухню, а там уже кто-то сидит, кушает. Приглашают за стол, садишься, беседуешь — о природе, об экологии, об идеологии Аматциемса. Люди все как один на таких ужинах попадались открытые, приятные, интересные. А потом кто-то так совершенно искренне, без всякой претензии на понты, просто, чтобы продолжить разговор, говорит: «Как думаете, не построить ли тут вертолетную площадку? Давайте обсудим с Чирисом, если желающие наберутся». Или «попробовал я тут местное пиво — не понравилось, решил открыть свою пивоварню. Узнал, что и как, всего-то 500 тысяч нужно!» Как ни крути, окружение оказывает влияние на нас, и быть среди финансово обеспеченных, самостоятельно вырастивших свой бизнес людей очень мотивирует.
Сейчас в Аматциемсе продано около 110 участков, на ста из них стоят дома. При этом постоянно, то есть круглый год, в Аматциемсе живут 19 семей — шесть из них русские, остальные латыши. Их быт ничем не отличается от быта людей, которые живут в хорошем коттеджном поселке. В домах есть все, что нужно для жизни: отопление, горячая вода, канализация, интернет, во многих домах установлены ванны или джакузи, сауны и прочие радости цивилизации. За продуктами и для решения бытовых вопросов народ ездит в ближайший город Цесис — до него 15 километров. Там же находится больница, супермаркеты, детский сад, школа.
Фрукты, рыба и средневековый город
Цесис сам по себе совершенно чудесный городок — тихий, средневековый, с мощеными улочками, красивой и хорошо сохранившейся архитектурой, при этом со всем необходимым для жизни. Скоро там откроют концертный зал, где будут давать концерты классической музыки, которую пишет в том числе наш ближайший сосед, -какой-то известный латышский композитор. До более крупного и современного города — Сигулды — от Аматциемса километров 30. Там есть кинотеатр, рестораны, спортивные развлечения, гипермаркеты. А до столицы — 70 километров — получается час или меньше, смотря как соблюдать скоростной режим При желании из Аматциемса в Ригу можно добраться и на автобусе (остановка — в 3-5 километрах), и на поезде — из Цесиса, но вообще без машины тут неудобно.
Мы обычно ездим за крупами-маслами и прочими долгоиграющими продуктами в Цесис, а свежие овощи, фрукты, ягоды покупаем на маленьком рынке, который приезжает в Аматциемс каждую летнюю субботу с утра. Там собираются фермеры, которые сами лично выращивают экологически чистую продукцию. По-моему, очень круто покупать картошку у человека, который лично ее сажал, растил и собирал.
Самое забавное, что все местные натуральные фрукты-овощи, безумно ароматные, выращенные на живых грядках, напитанные солнцем, стоят дешевле, чем в рядовом московском супермаркете. Когда я попадаю после всей этой роскоши в московский магазин, у меня на глазах наворачиваются слезы — как можно есть эти резиновые помидоры, которые даже не пахнут?
Молочную продукцию мы берем у живущей по соседству семьи латышских фермеров, литр молока из-под коровы стоит 50 евроцентов (20-25 рублей в зависимости от курса). Поблизости также есть рыбная ферма, где разводят осетров, лососей и форелей, но на продажу дают только форель — по 4 с небольшим евро за килограмм. Остальную рыбу выпускают в реки для возобновления популяции.
Многие жители Аматциемса обеспечивают себя рыбой, ловя ее прямо у дома. Есть какая-то сумма, которую нужно заплатить за рыболовную лицензию, но обычно, если пруд маленький, это исключительно твое дело — запустить в него рыбу и потом ее же поймать. Так делают хозяева дома, в котором мы сейчас снимаем комнату, — они выпустили в пруд форель, карпов и еще кого-то, кого мы каждый день кормим перловкой. Мы с мужем пробовали порыбачить, но, поймав карпика, поняли, что нам его слишком жалко, отпустили и пообещали больше удочку в руки не брать.
Наша участь — собирать грибы, которых в соседних лесах растет столько, что, как только начинается сезон, мы перестаем ездить в магазин. На обед грибной суп, на ужин — картошка с грибами или итальянская паста с ними же. Прогулялся по поселку — и полная корзина собрана. По латышскому закону, кстати, можно собирать грибы и ягоды на любой, даже частной, территории. Но по негласным правилам Аматциемса брать грибы и ягоды на чужих участках, считается не очень приличным, поэтому мы ходим собирать урожай в соседний лес или на свой участок. Там же растет брусника и черника.
Город без проводов, зато с оленями
Еще одна отличительная особенность Аматциемса — все коммуникации здесь зарыты в землю, поэтому чудесные виды не портят бесконечные столбы с электропроводами, как бывает очень часто даже в самых прекрасных местах. К каждому дому подведена канализация, электричество, водоснабжение. Через несколько лет Чирис планирует построить собственную электроподстанцию, пока обсуждается вопрос, будет ли это ГЭС, стоящая на ближайшей речке Амата, или ветряки. Также к поселку прямо сейчас подводят высокоскоростной интернет — делают ответвление от какого-то кабеля, который идет то ли в Германию, то ли из нее. Говорят, тут будет самый быстрый интернет в Латвии. Это сочетание уникальной красоты природы и современных технологий — как раз то, что нас так зацепило в Аматциемсе.
Представьте — сидишь себе в своем домашнем офисе, работаешь через высокоскоростной интернет, а за окном на лужайке пасутся дикие зайцы… Совершенно реальная картина! Живности тут много. Мы не раз видели зайцев, которых сначала приняли (не смеяться) за оленей — такими огромными они оказались, и собственно, самих оленей. Также тут водятся лисы — наши хозяева жаловались, что если прикопать под кустик остатки рыбы, чтобы удобрить растения, ночью придет лиса и все выкопает.
Еще в какой-то момент в самом большом озере поселились бобры. Их заметили, когда фотографировали поселок с воздуха. Сначала обрадовались, ведь бобры живут только в очень чистых водоемах. Но потом бобры начали валить деревья и стремительно заболачивать местность — это, как-никак, их сущность, — и их пришлось переселить.
Чтобы не пугать местную живность (и местных жителей), запрещено оставлять на улице домашних животных, собаки должны быть либо под контролем хозяина, либо внутри дома. Это тоже одно из правил Аматциемса.
Нарушители правил — почему их тут нет
Иногда в интернете я встречала комментарии, мол, какие еще правила, они же написаны не на законодательном уровне, кто в праве запретить делать на собственном участке то, что хочешь? Мне такая позиция кажется странной. Если тебя не устраивают местные порядки, ищи то место, где тебя все устроит, или то, где тебе никто ничего не будет запрещать, благо таких — большинство. В реальности в Аматциемсе нет никого, кто пытается воевать с местными «властями» в лице Чириса и правила нарушать. Наверное, все благодаря предварительному «фейс-контролю».
Это, конечно, не как в ночных клубах — никто не смотрит, на чем ты приехал и во что одет. Просто перед покупкой все потенциальные жильцы обязательно встречаются с Чирисом. Это не выглядит как какое-то официальное собеседование, просто дружеская беседа, которая позволяет понять, хорошо ли впишутся новые люди в существующие условия. Сейчас сюда уже и не приезжают те, кто хочет возвести вокруг дома двухметровый забор и посадить на цепь кавказскую овчарку, они уже и сами понимают, что тут им будет некомфортно. Но раньше было дело.
В наш первый визит нам рассказали очень показательный случай. Проект развивался стремительными темпами, и на каком-то этапе понадобилось привлечение внешнего финансирования, то есть кредит в банке. Земли покупали, кредит отдавался, но тут грянул кризис — и продажи замерли. И вот, накануне очередной выплаты, когда свободных денег не было, в Аматциемс приехал человек, который был готов буквально достать пачки из карманов — и приобрести немалый кусок земли. Чирис поехал вместе с ним смотреть варианты. Остановились, вышли. И тут Чирис заметил, что человек припарковал свое авто прямо на дороге. На просьбу подвинуть ответил что-то вроде «ниче, подождут». Тут и стало очевидно, что человек этот не подходит Аматциемсу. Несмотря на финансовый интерес, человеку объяснили, что ему лучше поехать искать жилье в сторону Юрмалы. А буквально через несколько дней объявился другой человек — с более правильными мыслями относительно окружающего мира — и купил участок еще больше, чем собирался тот, первый.
«А нам продадите?» — робко поинтересовались тогда мы, еще на самом деле всерьез не рассматривая такой вариант, приехали-то только посмотреть. «Вам — да». Мы с будущим тогда еще мужем только начинали налаживать совместный быт, еще не обсуждали вопрос совместной недвижимости. Но так нас зацепил этот поселок, что паззл начал складываться сам собой — и примерно год спустя мы приобрели участок.
Единороги, перцы и президент Латвии
Наш участок называется «Вьенраджи», что в переводе с латышского означает «единороги». Все участки в Аматциемсе вместо номеров имеют названия, и все названия так или иначе связаны с природой и/или лесом. Первые участки назывались легко, но когда счет пошел на десятки, работникам офиса продаж, которые, на самом деле, занимаются решением почти всех вопросов, пришлось открыть ботанический словарь — и выискивать там природные названия. Поэтому все очень обрадовались, когда мы попросили сами назвать свой участок, — мы покупали его на еще не размеченной территории, поэтому это было возможно. Мы тогда еще не знали, но в Аматциемсе все друг друга знают и называют не по именам, а по названию участков. То есть нас представляют не как Ольгу и Сергея, а говорят что-то вроде «это вьенраджи». По соседству с нами есть Перцы, Настурция, Лютики и еще много всего, с чем не справляется гуглопереводчик. Дом напротив, кстати, чуть было не купила Чулпан Хаматова, но в итоге выбрала какой-то другой участок.
Известные люди в Аматциемсе не редкость — прошлым летом в гости приезжал, например, президент Латвии. Уж не знаю, купил он тут участок, но не удивлюсь, встретив его как-нибудь на вечерней прогулке
Если есть какие-то вопросы, с удовольствием отвечу, а пока пойду кормить рыбу и поливать растения. Пить чай, заваренный свежесобранной мятой, чабрецом и шалфеем, чертовски приятно!
Ольга Захарова — http://frequenttraveller.ru
Часть фотографий взята с официального сайта — http://www.amatciems.lv
P.S. Если вы считаете, что данную информацию стоит сообщить другим, поделитесь в соцсетях:
Свежие комментарии